Юнгианцы и пост-юнгианцы

К 1980м гг в аналитической психологии выделяли три юнгианских школы — классическую (Цюрих), школу развития (Лондон) и архетипическую (США)

Пост-юнгианцы — следующие поколения специалистов — причисляли или не причисляли себя к одной из трех школ, занимались междисциплинарным “скрещиванием” (например аналитическая психология и реляционный психоанализ нашли немало точек соприкосновения).

К концу ХХ в. появился и развивается юнгианский анализ детей и подростков, а также возникла такая разновидность терапевтической работы с телом как “аутентичное движение”, в котором ведущей фигурой была Джоан Ходороу.

Значительную роль среди техник аналитической психологии играет сэндплей, детально разработанный Дорой Калфф. В сухой или сырой песочнице клиент создает композицию с фигурками или без, и эта творческая продукция толкуется аналитиком аналогично сновидению, но с учетом некоторых особенностей сеттинга. Возникла отдельная международная ассоциация сэндплей-терапии.

Вместе с быстрым развитием нейронаук в ХХI веке значительную роль в аналитической психологии стали играть попытки соотнести интуитивные догадки и теории Юнга и его последователей с доказательными методами исследований.

Еще одна тенденция в последнее десятилетия — увеличение числа количественных и качественных исследований эффективности аналитической психотерапии и анализа, в том числе устойчивости ее последействия на людей с различными психопатологиями. Аналитические психологи следуют тенденции академизации их дисциплины и ее присутствия в университетах.